Становление и развитие

 

14 июля 1944 года Заместитель Народного Комиссара авиационной промышленности СССР Александр Яковлев подписал Приказ № 431: «Организовать… опытно-конструкторское бюро при заводе № 133 - анероидно-мембранных,  трубчато-пружинных и сильфонных приборов». Так родилось наше предприятие, носящее сегодня название ОАО «Аэроприбор-Восход».

С момента создания и до 1947 года предприятие имело название «Опытно-конструкторское бюро ОКБ-3». В дальнейшем оно несколько раз переименовывалось: с 1947 по 1953 год - «Опытно-конструкторское бюро ОКБ-133», а с 1953 по 1966 год - «Государственное союзное опытное конструкторское бюро ГС ОКБ-133».

 

НИКОЛАЙ МАТВЕЕВ.

ПЕРВЫЙ ГЛАВНЫЙ.

Возглавил предприятие Николай Константинович Матвеев. Именно с его именем связано образование конструкторского бюро и его развитие в течение первых 15 лет.

До этого назначения за плечами Николая Константиновича были учёба в Императорском Строгановском училище, фронты. Первой мировой и работа на предприятиях авиационной промышленности, где он прошел путь от техника до начальника центрологической лаборатории.

В 1936 году, находясь в должности начальника научно-исследовательской лаборатории НИИ-12, Н.К. Матвеев был командирован в США для изучения производства сильфонов и области их применения.

Результатом этой трехмесячной командировки явилось не только всестороннее изучение конструкции и технологии производства современных мембранных приборов, но и приобретение более 200 патентов по соответствующей тематике.

В начале своей деятельности предприятие размещалось на территории завода 133, имело производственную площадь 438 кв.м. и численность персонала - 62 человека, в том числе: управленцев - 4, конструкторов - 9, лаборантов - 10, рабочих - 39. Ядром коллектива ОКБ-3 стала группа специалистов сектора анероидно-мембранных приборов центральной лаборатории завода №213 и группа конструкторов того же завода, специализировавшихся на разработке авиационных приборов на основе упругих чувствительных элементов (УЧЭ).

С учетом того, что  организационная структура ОКБ-3 была расположена на территории завода №133, она была минимизирована, и включала в себя конструкторские группы, исследовательские лаборатории, группу технической документации и опытное производство в составе механического и сборочного участков. С первых дней образования коллектив ОКБ-3 приступил к созданию образцов нового приборного оборудования.

В 1945 году проводились работы по следующим направлениям и темам:

«Элементы автоматики, испытательная и регистрирующая аппаратура»:

- комплект грузовых парашютных приборов ПАС-1, ППД-1, АРД-2;

- быстродействующий самописец скорости БСС;

- быстродействующий самописец давления БСД;

- упругие чувствительные элементы;

- мембранно-анероидные узлы автомата АП-1V.

«Контроль и элементы автоматики реактивных двигателей»:

-        дифференциальный манометр ДМ для агрессивных сред;

-        разделитель с манометром РМ;

-        термопара ТП для агрессивных сред;

-        электромагнитная свеча ЭМС;

-        блокировщик свечи БС;

-        реле давления ММ;

-        реле давления газа и компонентов РДГК.

«Контроль и элементы автоматики авиадвигателей внутреннего сгорания»:

-        анероид регулятора наддува АРН-1У;

-        расходомер топлива РТ-45;

-        расходомер воздуха РВ-46;

-        манометр масла ММ;

-        мановакуумметр 2МВ-4;

-        вакуумметр ВМ-46;

-        четырехстрелочные электрические моторные индикаторы ЭМИ-4-2 и ЭМИ-4-3;

-        реостатные манометрические датчики давления.

«Пилотажно–навигационные приборы»:

-        вариометр ВР-20;

-        вариометр ВАР-30;

-        Указатель истинной высоты УИВ-45;

-        двухстрелочный высотомер В-15;

-        указатель высоты и перепада давлений УВПД;

-        указатель скорости УС-700;

-        указатель истинной воздушной скорости УИС;

-        сигнализатор пользования кислородом СПК;

-        сигнализаторы опасного перепада давлений СПД-1, СПД-2;

-        грузовой парашютный автомат ПАС-2;

-        навигационный индикатор НИ-45.

«Промышленные приборы»:

-        барометр БР-45;

-        промежуточное реле для схем защиты и сигнализации электростанций;

-        блинкер РСШ для схем защиты электростанций;

-        катодный осциллограф;

-        выпрямитель;

-        упрощенный измеритель емкости;

-        высокочувствительный электронный усилитель (Кус - до 500.000);

-        испытательная установка для расходомеров топлива.

«Автоматическая радиометеостанция АРМС-3 разработки ЦКБ ГУГМС КА».

Изготовлено в опытном производстве 15 комплектов. 10 комплектов были установлены и введены в действие в труднодоступных районах СССР.

В последующие годы структура предприятия адаптировалась к реальным планам работ, задаваемых НКАП. К 1949 году потребность отрасли в аэрометрических приборах обеспечила существенный рост численности коллектива ОКБ. Потребовалось изменение организационной структуры предприятия с целью реализации полного цикла работ: исследования, макетирование, конструкторская разработка, изготовление и испытания нового аэрометрического бортового оборудования летательных аппаратов.

В период 1946-1949 гг. были разработаны:

- по направлению пилотажно-навигационных приборов:

высотомеры ВД-15А, ВД-20, В-15-30, В-5с и датчики высоты ДВ-50, ДВ-6, ДВ-2,5, ДВ-15;

указатели и датчики скорости УС-700, УС-1200, КУС-1000, КУС-1200, КУС-1800, ДС-1000, ДС-1200;

указатели и сигнализаторы числа М МА-0,95, М-46, Мс-15-М;

указатели вертикальной скорости ВАР-30-3, ВАР-3-К, ВАР-75, ВАР-150, ВРМ;

- по направлению приборов двигательной, самолетной автоматики:

электрические дистанционные манометры ЭДМУ-1, ЭДМУ-3, ЭДМУ-М-3, ЭДМУ-6, ЭДМУ-15, ЭДМУ-80, ЭДМУ-М-120, ЭДМУ-М-Т1, ЭДМУ-М-Т2, 2ЭДМУ-15, 2ЭДМУ-80, 3ЭДМУ-М-3к, 3ЭДМУ-80;

датчики давления ДАД-1, ДАД-Ш, ЭДД, МРД, ДД;

мановакууметры 2М3-18, 2МБ-2, 2ММ-15, МВ-20, 2МВ-60;

указатели уровня жидкости УУЖК-50, УЖК;

датчик температуры ДТ;

моторные индикаторы 3ЭМИ-А, 3ЭМИ-Б, 4ЭМИ-А;

- по направлению приборов жизнеобеспечения экипажа в герметичной кабине:

расходомер воздуха РВУ;

высотный сигнализатор ВС-46;

индикатор потока ИП;

сигнализатор перепада давлений СПД.

Многие из перечисленных приборов успешно эксплуатируются на самолетах до настоящего времени. 


Также, в первые годы после образования ОКБ, началась разработка ПВД.   В 1946 году был создан приемник полного давления типа ТП, а в 1952 году - комбинированный измеритель воздушных давлений и аэродинамических углов ДУАС. Приемники типа ДУАС серийно производились на 2-м Московском приборостроительном заводе.

За большой личный вклад в создание приборного оборудования для образцов новой авиационно-космической техники Главный конструктор - начальник ОКБ-133 Николай Константинович Матвеев был удостоен высоких правительственных наград: ордена Красной Звезды (в 1945 г.), трех орденов Трудового Красного Знамени (в 1948 г., 1951 г. и 1956 г.), ордена Ленина (в 1953 г.). Ему была присуждена Сталинская премия 3-й степени (в 1949 г.), Сталинская премия 2-й степени (в 1951 и 1953 гг.).

 

РУБЕН ЧАЧИКЯН.

УВЕРЕННОЕ РАЗВИТИЕ.

         В 1959 году Главным конструктором ОКБ был назначен известный к тому времени конструктор и ученый Рубен Григорьевич Чачикян. С его именем связано развитие и расширение тематики предприятия в направлении создания бортовых аэрометрических систем, комплексов, систем повышения безопасности полетов и интегрированных средств отображения информации.

Рубен Григорьевич Чачикян – легендарная личность. Заслуженный деятель науки и техники, доктор технических наук, профессор, лауреат Государственной премии. Он родился в 1910 году в Тифлисе. В 1930 году окончил Ленинградский машиностроительный институт и до войны работал в Ленинграде, в Особом конструкторском бюро. В 1939 году Рубен Григорьевич разработал оригинальную САУ для автоматического взлета и посадки самолетов ТБ-3 и СБ, а во время боевых действий лично участвовал в первом боевом применении самолета ТБ-3, который управлялся по радиоканалу.

         В должности Главного конструктора МПКБ «Восход» (а именно так стало называться наше предприятие с 1966 года) Р.Г. Чачикян проработал до 1986 года. Под его руководством начатые в 1940-е годы работы по созданию пилотажно-навигационных механических приборов были продолжены. ОКБ приступило к разработке электронных приборов, способных выполнять свои функции, как при нормальной работе систем электроснабжения, так и в аварийном режиме.

Также был проведен большой объем исследовательских конструкторских работ, направленных на расширение диапазона и повышение точности измерения, поиск оптимальных по эргономике форм представления информации экипажу и создано многообразие приборов измерения барометрической высоты, вертикальной скорости, приборной и истинной скорости, указателей числа М.

В результате были созданы:

- двухстрелочный указатель УПСК-2 текущего значения приборной скорости и ее предельно допустимого на данном режиме полета значения;

- трехстрелочный указатель УПСК-3 текущего значения приборной, истинной воздушной скорости и предельно-допустимого на данном режиме полета значения приборной скорости;

- высотомеры с метровой шкалой ВД-10, ВД-25, ВД-28, ВДИ, ВДИ-30, ДВ-6, ДВ-15М, ДВ-30, ВТ-25, ВМ-3, ВМ-15;

- высотомер парашютиста ВП;

- высотомеры с футовой шкалой ВМ-50, ВМФ50;

- высотомер малых высот ВМВ;

- вариометры ВР-5, ВРФ-6, ВР-10, ВАР-30, ВАР-75, ВАР-150, ВАР-300, ВР-10М;

- указатели высоты и перепада давлений УВПД-5, УВПД-15, УВПД-20;

- указатели скорости ДС-1000, ДС-1200, УС-150, УС-250, УС-450;

- указатели числа М М-2;

- указатели скорости и числа М КУС-3, КУС-Э, КУС-730/1100, КУС-1050, КУС-1200, КУС-1800, КУСИ-2000.

В 1966 году в КБ создается новый чувствительный элемент АЧЭ-286. Высокие метрологические характеристики АЧЭ-286 и механизма ВМК-15 обеспечили выполнение заданных требований и внедрение его в серийное производство на Ульяновском приборостроительном заводе. В дальнейшем чувствительный элемент и механизм ВМК-15 стали основой для разработки серии новых барометрических высотомеров типа ВБМ, соответствующих по точности измерения лучшим зарубежным образцам:

- ВБМ-1 - высотомер с пределом измерения высоты до 10 км;

- ВБМ-2 - высотомер с пределом измерения высоты до 15 км;

- ВБМ-2Ф - высотомер с пределом измерения высоты до 50.000 футов;

- ВБФ-2 - высотомер многофункциональный с пределом измерения 15 км;

- ВБМ-3 - высотомер с пределом измерения 20 км;

- ВБМ-р - резервный высотомер с пределом измерения 15 км.

Высотомеры типа ВБМ были сертифицированы и предназначались для установки на всех типах отечественных самолетов того времени.

Под руководством Р.Г. Чачикяна были созданы системы парашютной автоматики, обеспечившие приземление первого космонавта планеты Ю.А. Гагарина и других космонавтов, а также барокомандные устройства обеспечения приземления всех наших космических кораблей. Им были созданы автоматы системы катапультирования для всех самолетов-истребителей СССР.

Тогда же были созданы первые в Советском Союзе аналоговые системы воздушных сигналов и информационные комплексы высотно-скоростных параметров.

Рубен Григорьевич внес значительный вклад в разработку аппаратуры и научно-методического обеспечения полетов по сокращенным интервалам вертикального эшелонирования в воздушном пространстве, в создание систем предупреждения об опасном сближении с Землей.

         Рубен Григорьевич Чачикян - кавалер орденов Ленина и Октябрьской революции, трех орденов Трудового Красного Знамени, обладатель многочисленных медалей и памятных знаков. Он - автор более 150 научных трудов и изобретений.

 

ВЛАДИМИР КРАВЦОВ.

ПЕРВЫЕ «ЦИФРОВЫЕ»  - ЭПОХА ПЕРЕМЕН.

         В 1986 году  МПКБ «Восход» возглавил Владимир Георгиевич Кравцов, талантливый инженер, известный в авиационной промышленности нашей страны и за рубежом.


Владимир Георгиевич в 1961 году окончил Московский электротехнический институт связи по специальности «Радиотехника». По окончании института работал по специальности в НИИ министерства судостроительной промышленности, а в 1965 году пришел в ОКБ-133. Здесь он последовательно прошел путь от инженера-конструктора до Главного конструктора, руководителя ОКБ. С именем Кравцова связаны многие успехи и знаковые события в жизни нашего предприятия.

В 1961 году Владимир Георгиевич окончил Московский электротехнический институт связи по специальности «Радиотехника». По окончании института работал по специальности в НИИ Министерства судостроительной промышленности, а в 1965 году пришёл в ОКБ-133, где  последовательно прошёл путь от инженера-конструктора до Главного конструктора, руководителя ОКБ.

Он непосредственно участвовал в создании высокоточных датчиков давления, систем воздушных сигналов и информационных комплексов для всех типов летательных аппаратов, систем предупреждения приближения земли и наземных средств барометрического контроля бортового оборудования.

Владимира Георгиевича смело можно назвать родоначальником цифровой аэрометрии. Именно в отделе, которым он руководил, была создана первая отечественная цифровая система воздушных сигналов, СВС-2Ц-1, для самолёта МиГ-25.

15 ноября 1988 года совершил свой первый и единственный полёт космический самолёт «Буран». Успешная автоматическая посадка «Бурана» во многом была обеспечена приборами и системами, разработанными на МПКБ «Восход». А заместитель Главного конструктора Владимир Георгиевич Кравцов непосредственно участвовал не только в создании этой аппаратуры, но и лично присутствовал в ЦУПе во время этого исторического полёта.

Решающую роль Владимир Георгиевич сыграл в реализации программы по внедрению сокращённых минимумов вертикального эшелонирования в российском воздушном пространстве. Эти нормы начали действовать в России только в 2011 году, однако приборы и системы, разработанные под руководством В.Г. Кравцова более 20-ти лет назад, уже тогда позволили отечественным воздушным судам выполнять международные рейсы.

В 1994 году предприятие становится акционерным обществом открытого типа.

Благодаря Кравцову, после кризисных 90-х годов численность работников нашего предприятия значительно возросла. Ему удалось сохранить сплочённое ОКБ, которое, благодаря энтузиазму и преданности делу, и сегодня продолжает создавать продукцию, соответствующую уровню мировых стандартов. По его инициативе предприятие расширило сферу своей деятельности, и начало разработку аппаратуры для малой авиации и вертолётов.

За 19 лет руководства предприятием Владимир Георгиевич Кравцов уверенно провёл «Восход» сквозь непростые реформо-перестроечные времена, воспитал новое поколение специалистов и обеспечил заделы для уверенного развития.

Владимир Георгиевич - автор более 60 изобретений. Личный вклад в развитие авиационного приборостроения отмечен правительственными наградами: орденом Трудового Красного Знамени, орденом Октябрьской Революции, медалями: «100 лет со дня рождения В.И.Ленина», «300 лет ВМФ», «Академика С.П.Королева», «Ветеран труда». Имеет звание «Почетный авиастроитель».

© «Аэроприбор–Восход», 2010—2016. Разработка сайта — интерактивное агентство inXL